Евангелическо лютеранская церковь святого михаила. Лютеранская кирха св

Васильевского острова в середине XVIII века принадлежал англичанину В. В. Гому, затем купцу П. П. Шустину. Первоначально владение занимало большую территорию, а в начале 1820-х годов было разделено. Угловой участок выкупила купчиха В. Ф. Борисова (принадлежал ей до 1860-х годов). В 1872 году его приобрёл купец Я. Х. Пель. В это время здесь находился деревянный одноэтажный дом.

Изначально (с 1732 года), лютеранская часовня на Васильевском острове располагалась в здании Кадетского корпуса , организованного фельдмаршалом Минихом. Среди его воспитанников было много прибалтийский дворян, исповедовавших лютеранство. В 1839 году здание перестраивалось, а 12 мая 1842 года часовня была снесена, так как "загромождает двор". Николая I не устраивало частое присутствие гражданских лиц на территории воинской части. Поэтому из казны стали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме на углу Среднего проспекта и 3-й линии.

В июне 1872 года председатель совета евангелическо-лютеранского прихода церкви святого Михаила В. Лесгафт обратился в Генеральную консисторию с ходатайством о выкупе участка Пеля. 9 июня разрешение на такую покупку было дано.

В этом же году архитектором Р. Е. Бергманом был составлен проект храма в неоготическом стиле. Этот проект был отвергнут. 12 июля 1874 года Александром III была принята работа инженера К. К. Бульмеринга. Данный проект предусмотрел аналогичное стилевое оформление здания. Закладка храма на 800 человек состоялась 23 октября 1874 года. Церковь в формах немецкой неоготической архитектуры была освящена 19 декабря 1876 года. Строительные работы продолжались ещё год. Колокольня собора святого Михаила стала одной из высотных доминант Васильевского острова. Её высота равна 60 метрам.

Внутреннее пространство храма изначально было разделено на три нефа. Над входом находился орган и места для певчих. В 1886 году фасад здания был изменён по проекту Р. Б. Бернгарда. К 1909 году приход насчитывал 2 000 человек. Церковь содержала богадельню и два сиротских приюта.

Весной 1929 года здание передали лютеранской общине Иисуса Христа . Её пастором был Курт Мусс, которого 17 декабря арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в антисоветской пропаганде. Спустя год он был приговорён к 10 годам лагерей. Для дальнейших служб, которые проводились на русском языке, община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933 года был запрещён колокольный звон, а спустя несколько месяцев власти решили снять и переплавить "на нужды индустриализации" единственный колокол весом 640 килограммов. Он всё-таки уцелел и в 1946 году был передан православной церкви на Смоленском кладбище.

1 августа 1935 года президиум Леноблисполкома принял решение о закрытии кирхи святого Михаила и передаче её здания под библиотеку . Однако, из-за протеста верующих закрытие храма было отложено на две недели. 15 августа храм был закрыт, а остатки общины перебрались в Петрикирхе .

Библиотека в здании церкви так и не появилась. С 1947 года бывший храм использовали как склад табачной фабрики. В 1952-1992 годах здесь размещался завод "Спорт", внутреннее пространство здания было поделено на три этажа. Завод занимался производством спортивного инвентаря.

В 1993 году храм был передан Христианскому евангелическо-лютеранскому объединению, после чего здесь возобновились богослужения. В настоящее время церковь святого Михаила реставрируется.

Пробегая по Среднему проспекту Васильевского острова, торопясь на учёбу, на работу, осматривая достопримечательности Петербурга, жители и гости нашего города невольно останавливаются на углу этого проспекта и 3-й линии, захваченные вольным и прекрасным стремлением ввысь церковного готического шпиля. Это - лютеранский собор святого Архангела Михаила. Ещё лет пять назад он находился в лесах, на долгой реставрации, а теперь мы можем в полной мере насладиться его красотой.

Лютеранская часовня на Васильевском острове существовала с 1732-го года, и находилась на территории Кадетского корпуса. Часовня была весьма необходима: многие воспитанники корпуса происходили из Прибалтики, и их вероисповедованием было лютеранство. Интересно, что часовня имела то же посвящение, что и самая первая лютеранская церковь в России, действующая с 1576-го по 1578-й годы в подмосковной Немецкой слободе. Конечно, это не было случайностью - издавна Архистратиг Михаил считался покровителем воинов, поскольку само слово «архистратиг» означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов».


В 1839-м году здание Кадетского корпуса подверглось перестройке, а 12 мая 1842-го года часовню снесли, так как посчитали, что она «загромождает двор». На самом деле император Николай I придерживался мнения, что частое присутствие гражданских лиц на территории такого «стратегически важного объекта», как Кадетский корпус, недопустимо. Но духовные потребности лютеран забыты не были, поэтому из казны начали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме госпожи Тиклин (Тиблен) на углу Среднего проспекта и 3-й линии. 16 августа 1842-го года в этом доме и была освящена церковь святого Архангела Михаила. Здесь собиралась немецкая лютеранская община (в которую входило около 2000 прихожан), поскольку в том же году произошло разделение единой ранее общины на немецкую и эстонскую. Однако арендованное помещение не могло вместить всех верующих, поэтому после завершения работ в кадетском училище там вновь была открыта лютеранская церковь. А прихожане церкви на Среднем начали сбор средств на строительство новой церкви. Ещё в 1872-м году архитектор Р. Е. Бергман представил Александру II проект собора в неоготическом стиле, но император отверг его, а 23 октября 1874-го года церковь была заложена уже по проекту инженера К. К. Бульмеринга, имевшего сходное стилевое решение.


В процессе возведения детище Бульмеринга подвергалось критике. Так, в журнале «Зодчий» за 1875-й год несколько ехидно сообщалось, что «На Васильевском острову прибавится одна лютеранская церковь во имя св. Михаила. Строит ее военный инженер г. Бульмеринг прочно, медленно и дорого; в свое время, конечно, и Микель Анджело строил крепости, но на нашем веку, кажется, этого не встречалось».


Освящение церкви состоялось 19 декабря 1876-го года, но строительные работы продолжались ещё год. Итогом стало светлое, нарядное в своей строгости здание, решённое в формах немецкой неоготики. Его внутреннее пространство, как и характерно для средневековых храмов, было разделено на нефы (продольные части), а над входом находились орган и места для певчих. Результат стараний Бульмеринга и его строителей также пришёлся не по вкусу кругу петербургского журнала «Зодчий», в его «Листке» № 9 за 1877-й можно прочесть следующее: «…этот храм есть не что иное, как неудачная карикатура на готический стиль и его великолепные произведения. И все это совершилось не где-нибудь, в глуши, а в Петербурге, в центре отечественного образования, на глазах художественного мира». Автор статьи сетует на тесноту внутреннего помещения собора и «бесхарактерность» его архитектурных деталей, однако на потомков то, что дошло до наших дней и было восстановлено в ходе реставрации, производит необыкновенное впечатление: его шестидесятиметровая башня, увенчанная крестоцветом (распространенный в архитектуре готики декор в виде стилизованного цветка), стала высотной доминантой Васильевского острова. В 1886-м году фасад здания перестроили по проекту Р. Б. Бернгарда.


Послереволюционная судьба собора характерна для многих церквей всех конфессий. Весной 1929-го года здание получила лютеранская община Иисуса Христа. Её пастором был Курт Мусс, вскоре подвергшийся репрессиям. Дальнейшие службы проводились на русском языке, и для них община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933-го года власти запретили колокольный звон, а через несколько месяцев решили переплавить единственный колокол собора «на нужды индустриализации». Но колокол каким-то чудом уцелел, и уже в 1946-м году его передали православной церкви на Смоленском кладбище.


15 августа 1935-го года собор был закрыт. Первоначально планировалось передать его здание под библиотеку, но какое-то время там располагался табачный склад, а впоследствии внутренне пространство было полностью перестроено: поделено на три этажа для нужд завода по производству спортинвентаря. В 1993-м году в соборе возобновились богослужения, была начата реставрация. В декабре 2010-го года с храма наконец были сняты строительные леса. Процесс реставрации ещё не завершён - на восстановление башенок-пинаклей и готических решеток требуются значительные средства.


Адрес: Средний проспект В.О., 18 б.

1. Евангелическо-лютеранский приход собора Святого Михаила

Лютеранский приход Святого Михаила — это каменная церковь на Среднем проспекте Васильевского острова, построенная 1876 году. Как ни странно, она была возведена по проекту военного инженера — полковника Бульмеринга. Спустя 10 лет фасад церкви был перестроен уже более близким к искусству специалистом — архитектором Бернгардом. Здание выдержано в стиле псевдоготики и рассчитано на 800 мест.

Органные мессы проходят в этой церкви каждую среду с 19:00 до 21:00. Вход бесплатный.

Адрес: Средний проспект Васильевского острова, 18/3-я линия, 32.

2. Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины

Чтобы дойти от прихода Святого Михаила до следующего места, где можно услышать орган, потребуется около 5 минут. Церковь Святой Екатерины расположена там же — на Васильевском острове — только не на Среднем, а на Большой проспекте. Она была построена в 18-м веке и совсем недавно отреставрирована. Внутренне убранство органной обители довольно аскетично, а орган находится за спинами слушателей. Мессы проходят в полутьме при свете алтарных свечей. Их проводят регулярно по средам и воскресеньям. Вход бесплатный.

Отметим, что послушать здесь можно не только орган, но и другие инструменты в сопровождении вокала.

Адрес: Большой проспект Васильевского острова, 1а

3. Католическая церковь Божией матери (Лурдской)

Церковь Лурдской Божией матери была построена в начале 20-го века с подачи французского посольства в Петербурге специально для соотечественников. Архитектором проекта стал Л.Н. Бенуа. Орган установили здесь только в 1957 году, перенеся его из церкви Христа Спасителя при Евангелическом госпитале. Некоторые музыковеды утверждают, что этот музыкальный инструмент находится в настолько плачевном состоянии, что «его вроде как бы и нет». Однако его по-прежнему можно услышать во время богослужений.

Богослужения с органом проходят каждый вечер в 19:00. В воскресенье церковь проводит мессы также на польском языке и латыни.

Адрес: Ковенский переулок, 7

4. Мальтийская капелла

Мальтийская капелла - часть ансамбля Воронцовского дворца, построенного в середине 18-го века архитектором Ф. Б. Растрелли для графа М. И. Воронцова. В отличие от предыдущих мест, здесь за посещение органной мессы придется заплатить 350 руб. (для льготной категории граждан — 150 руб.).

Адрес: Садовая улица, 26

5. Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии

Проект собора Успения Девы Марии был начат в 1870 году под руководством архитектора В.И. Со­больщиковым и закончен в 1873 году Е.С. Воротиловым. Он имеет в форму латинского креста и объ­единён единым входом со зданием семинарии. Отсутствие парадного входа часто удивляет прихожан, поэтому обитатели собора просят обращать внимание на вывеску, чтобы не пройти мимо. За собором расположен Польский сад.

Здесь установлен уникальный английский романтический орган, создание которого датировано 1905-1906 годами. Вместе с редким музыкальным инструментом в соборе можно встретить и редкого органиста Анатолия Погодина, известного мастера и настройщика.

Адрес: 1-я Красноармейская улица, 11.

История евангелическо-лютеранского прихода Святого Михаила берёт начало с 1732 года, когда при Первом Кадетском корпусе на Васильевском острове (в бывшем дворце князя Меншикова) была основана домовая лютеранская церковь. Церковь предназначалась в первую очередь для кадет, офицеров, преподавателей и других служащих корпуса - выходцев из Эстляндии, Лифляндии и прочих российских подданных иностранного происхождения. Вход в неё был впоследствии разрешён также и жителям ближайших кварталов.

12 июня 1834 г. по Высочайшему разрешению императора Николая I церковь получает имя Святого Архангела Михаила.

В феврале 1841 г. здание, занимаемое церковью, вследствие его тесноты, решено было сломать, церковь устроить в помещении самого Кадетского корпуса специально для кадет, а прихожанам из числа гражданских лиц было предложено разойтись по другим приходам. Наибольшая часть (более 2 тысяч человек) пожелала сохранить свою общину и устроила себе церковь в доме архитектора Л.Я. Тиблена на 3-й линии Васильевского Острова (№8), в наёмном помещении, где 16 августа 1842 г. была освящена церковь Святого Михаила. Одновременно проводился сбор средств для покупки участка земли и постройки собственного здания.

В 1874 г. Церковный совет получил разрешение на постройку церкви на Васильевском Острове, на углу Среднего проспекта и 3-й линии. 23 октября 1874 г. состоялась закладка каменного здания церкви на 720 мест в готическом стиле по проекту инженер-полковника Карла Карловича фон Бульмеринка.

19 декабря 1876 г. церковь была освящена епископом Юлиусом фон Рихтером. В 1886 г. по проекту академика архитектуры Р.Б. Бернгарда был оформлен новый, более художественный фасад. Оба архитектора - Бульмеринк и Бернгард - были членами прихода Св. Михаила. Церковь была великолепно отделана внутри, имела замечательную акустику и один из лучших в городе органов. При церкви действовали сиротский приют с элементарной школой, вдовий приют и общество попечения о бедных.

В 1929 г. здание церкви Св. Михаила было передано русской лютеранской общине Иисуса Христа, в результате чего произошло объединение двух приходов - немецкого и русского. По указу Ленинградского Облисполкома от 15 августа 1935 г. церковь была закрыта, после чего в церковном здании располагалась спортивная база завода им. Калинина, затем - склад табачной фабрики им. Урицкого, а после войны - цех экспериментального завода «Спорт». Интерьер церкви был полностью перестроен и искажён, главный богослужебный зал разделён перекрытиями на три этажа.

С 1992 года церковь была возвращена русской лютеранской общине, возобновлены богослужения. Большую роль в возрождении прихода сыграл его настоятель Сергей Прейман (ум.2003). С 2004 г. и по настоящее время настоятелем церкви является Сергей Татаренко. В 2004-2010 гг. проводилась реставрация с элементами реконструкции внутренних помещений церкви, ремонт кровли и фасада.

Лютеранский приход Святого Михаила входит в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это. Виртуальные 3D туры по любому заведению на Google и Яндекс картах.

е евангелическо-лютеранского вероисповедания. В настоящее время действующий приход ЕЛЦИ. Расположена по адресу Средний проспект Васильевского острова, 18/2-я линия, 32.

История

Община была создана в 1731 году в здании первого кадетского корпуса. В 1834 году община была названа во имя архистратига Михаила. В 1841 году император Николай I приказал перевести церковь в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из казны на наём. Тогда же состоялось разделение единой общины на немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого Иоанна. Немецкая же община (число членов которой было около 2000 прихожан) первоначально собиралась в частном доме, снятом у госпожи Тиблен на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842 года была освящена церковь святого Михаила. Однако так как здание не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь, освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года церкви на Васильевском острове и в кадетском училище состояли один приход. C 1861 года церковь в кадетском училище получила разрешение на создание собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь святого Михаила в Кадетской линии».

Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена 23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Освящена 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания приход в кадетском училище по императорскому решению был упразнён, а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском острове.

В советское время приход был упразднён, а здание передано заводу, который произвёл значительные перестройки внутри здания - единый неф церковного здания был разделён на три этажа. Эти изменения существуют и по настоящее время.

В 90-ые годы здание было передано ЕЛЦИР, однако если церковь святой Марии являлась преимущественно финской, то приход церкви святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык является основным языком на богослужениях. В деле возрождения прихода сыграл огромную роль его настоятель - Сергей Робертович Прейман, который одновременно был руководителем Русского пробства ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). Диаконом церкви являлся Сергей Алексеевич Исаев, кандидат исторических наук, автор книги «Секты и расколы в раннем Лютеранстве». После скоропостижной смерти Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства.

Архитектура

  • каменная церковь на 800 мест, построена в 1871-1876 годы, по проекту военного инженера, инжерера-полковника К. К. Бульмеринга.

Фасад перестроен в 1886 году по проекту архитектора Р. Б. Бернгарда. Данное здание существует по настоящее время.

Церковь построена в стиле псевдоготики. Здание увенчано остроконечным шатром на высоком барабане, декорированном готическими стрельчатыми окнами и башенками-пинаклями. Стены облицованы песчаником.

С 2002 года ведётся реставрация здания.

Пасторы, служившие в приходе

  • Tobias Plasching (1732 - 1747)
  • Hilarius Hartmann Henning (1747 - 1792)
  • Ludwig Jeremias Hoffmann (1794 - 1801)
  • Heinrich Conrad Heinemeyer (1801 - 1803)
  • August Friedrich Hirscfeld (1803 - 1829)
  • Carl Friedrich Rosental (1823 - 1827)
  • David Flittner (1830 - 1859)
  • Adolf Stierin (1859 - 1860
  • Karl Masing (1860 - 1878)
  • Paul von Loesch (1869 - 1877
  • Guido Ottomar Pingoud (1878 - 1914)
  • Karl Beldan (1903 - 1908)
  • Eugen Deggeler (1908 - 1915)
  • Karl Bush (1913 - 1918

Ссылки

  • Е. Е. Князева, Г. Ф. Соколова «Лютеранские церкви и приходы России XVIII-XX вв.», Санкт-Петербург, «Литера», 2001, ISBN 5-89319-048-3
Понравилось? Лайкни нас на Facebook